муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Большесудаченская средняя общеобразовательная школа"

Руднянского муниципального района Волгоградской области

    Формирование толерантного отношения к инвалидам

    ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии….». В статье признано, что «толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»
    Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
    В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
    Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
    В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.
    Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.
    Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.
    Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.
    Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
    Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.
    В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
    1. Диагностика:
    оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
    изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.
    2. Консультирование:
    психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
    формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.
    3. Коррекция:
    проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
    разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.
    Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.
    Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.
    Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
    В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе психологом поэтапно решается ряд основных задач:
    знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;
    проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;
    формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
    При повседневной работе в смешанных группах психологом особое значение отводится:
    формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);
    умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
    развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
    прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
    стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.
    Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.
    В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ. 
    Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:
    отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
    отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
    неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
    нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
    неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
    трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
    С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних 
    Преимущества инклюзивного образования в современном образовательном пространстве
    Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных школах появляется необходимость в решении следующих задач:
    - изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;
    - выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
    - определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;
    - разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования. Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности. В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей. Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.
    Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.

    • Карта сайта
    • Главная страница
    • Из истории школы
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
        • Устав МКОУ "Большесудаченская СОШ"
        • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
        • Свидетельство о государственной аккредитации
        • Бюджетные сметы
        • Локальные нормативные акты
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Порядок оказания платных образовательных услуг
        • Предписания, отчёты
      • Образование
        • Программы
        • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
        • Учебный план
        • Календарный учебный график
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Администрация
        • Персональный состав педагогических работников
      • Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово - хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Воспитательная деятельность
    • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
    • Всероссийские проверочные работы (ВПР)
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • ОРКСЭ
    • Полезные ссылки
    • Отчёты
    • Фотогалерея
    • Библиотека
    • Родителям
      • Горячая линия
        • Электронный дневник
    • Школьное питание
    • Аттестация педагогических кадров
    • Информация
      • Оказание бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области
      • Повышение престижа профессии педагог
    • Дошкольная группа
      • ФГОС ДОО
      • Родителям
        • Учите детей любить книгу
        • Формируем здоровый образ жизни
      • Полезные сайты
      • Из жизни дошкольной группы
      • Организация питания дошкольников
    • Доступная среда
      • Формирование толерантного отношения к инвалидам
      • Видеоролики
    • Дорожная безопасность
    • ЮНАРМИЯ
    • Безопасность в сети Интернет
    • Антикоррупционная деятельность
    • Профориентация обучающихся
    • Дистанционное обучение
      • Нормативно-правовые акты
      • Питание в период дистанционного обучения
    • COVID-19
      • Приказы
    • 75 ГОДОВЩИНА ПОБЕДЫ В ВОВ
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • НОКО (независимая оценка качества образования)
    • "food"
    • Музей "Наше прошлое и настоящее"
    • Информация о реализации проекта местных инициатив
    • Наставничество
    • Часто задаваемые вопросы
    • Летний отдых детей
    • Поиск
    • Внеурочная деятельность
    • Школьный спортивный клуб
    • Год педагога и наставника
    • Электронный журнал
    • ЦОС Моя школа
    • Библиотека цифрового образовательного контента
    • Антикоррупция
    • Школьный театр
    • ЮИД
      • Профилактика ДТП
        • ПДД и БДД
        • Мероприятия
    • Мероприятия
    • Год семьи
    • Год семьи
    • Центр "Точка роста"
      • Общая информация
      • Документы
      • Образовательные программы
      • Педагоги "Точки роста"
      • Материально-техническая база
      • Режим занятий
      • Мероприятия
      • Дополнительная информация
      • Обратная связь
    • Общая информация
    • Образовательные программы
    • Материально-техническая база
    • Обратная связь
    • Иксодовые клещи
    • ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
    • Лагерь с дневным пребыванием "Непоседы"
    • СОУТ
    • Карта сайта
    • Главная страница
    • Из истории школы
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
        • Устав МКОУ "Большесудаченская СОШ"
        • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
        • Свидетельство о государственной аккредитации
        • Бюджетные сметы
        • Локальные нормативные акты
        • Отчёт о результатах самообследования
        • Порядок оказания платных образовательных услуг
        • Предписания, отчёты
      • Образование
        • Программы
        • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
        • Учебный план
        • Календарный учебный график
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
        • Администрация
        • Персональный состав педагогических работников
      • Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово - хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Воспитательная деятельность
    • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
    • Всероссийские проверочные работы (ВПР)
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • ОРКСЭ
    • Полезные ссылки
    • Отчёты
    • Фотогалерея
    • Библиотека
    • Родителям
      • Горячая линия
        • Электронный дневник
    • Школьное питание
    • Аттестация педагогических кадров
    • Информация
      • Оказание бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области
      • Повышение престижа профессии педагог
    • Дошкольная группа
      • ФГОС ДОО
      • Родителям
        • Учите детей любить книгу
        • Формируем здоровый образ жизни
      • Полезные сайты
      • Из жизни дошкольной группы
      • Организация питания дошкольников
    • Доступная среда
      • Формирование толерантного отношения к инвалидам
      • Видеоролики
    • Дорожная безопасность
    • ЮНАРМИЯ
    • Безопасность в сети Интернет
    • Антикоррупционная деятельность
    • Профориентация обучающихся
    • Дистанционное обучение
      • Нормативно-правовые акты
      • Питание в период дистанционного обучения
    • COVID-19
      • Приказы
    • 75 ГОДОВЩИНА ПОБЕДЫ В ВОВ
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • НОКО (независимая оценка качества образования)
    • "food"
    • Музей "Наше прошлое и настоящее"
    • Информация о реализации проекта местных инициатив
    • Наставничество
    • Часто задаваемые вопросы
    • Летний отдых детей
    • Поиск
    • Внеурочная деятельность
    • Школьный спортивный клуб
    • Год педагога и наставника
    • Электронный журнал
    • ЦОС Моя школа
    • Библиотека цифрового образовательного контента
    • Антикоррупция
    • Школьный театр
    • ЮИД
      • Профилактика ДТП
        • ПДД и БДД
        • Мероприятия
    • Мероприятия
    • Год семьи
    • Год семьи
    • Центр "Точка роста"
      • Общая информация
      • Документы
      • Образовательные программы
      • Педагоги "Точки роста"
      • Материально-техническая база
      • Режим занятий
      • Мероприятия
      • Дополнительная информация
      • Обратная связь
    • Общая информация
    • Образовательные программы
    • Материально-техническая база
    • Обратная связь
    • Иксодовые клещи
    • ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
    • Лагерь с дневным пребыванием "Непоседы"
    • СОУТ
         
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

    8(84453)7-54-22

    © shkolasbs.ru